Их жизнь — в служении искусству.
Исаченко Константин Степанович
К юбилеям известных земляков.
Их жизнь – в служении искусству.
1 октября 2022 года исполняется 185 лет со дня рождения Александра Ивановича Рубца – музыканта, композитора, учителя и просветителя, собирателя народных песен, профессора Санкт-Петербургской консерватории, мецената и благотворителя. Руководимый любовью к искусству он помогал всем, в ком замечал искру Божью. Многочисленные его ученики разъезжались по разным уголкам необъятной России и, следуя наказам Рубца, приобщали к музыкальной культуре разные слои населения. Среди его воспитанников немало тех, кто обрёл всероссийскую известность, в их числе и наши земляки – певцы братья Пётр и Павел Левандо, Исаченко, Мелехов. Эта статья посвящается одному из них – знаменитому оперному певцу и педагогу, профессору Константину Степановичу Исаченко, которому 17 марта исполнилось 140 лет со дня рождения.
Простой крестьянский парень Константин Исаченко снискал известность благодаря своему таланту и участию в его судьбе известного музыкального деятеля Александра Ивановича Рубца.
Константин Степанович Исаченко родился 18 марта 1882 года в селе Ломаковка Стародубского уезда в семье безземельного крестьянина. С семи лет пел в хоре, а обучаясь в Стародубской гимназии, учился играть на флейте, играл в ученическом оркестре, выполнял роль регента гимназического церковного хора. В 1900 году он познакомился со своим земляком – известным профессором Санкт-Петербургской консерватории А. И. Рубцом, жившим в Стародубе у своего брата Ипполита Ивановича вследствие слепоты. Вот как сам К.С.Исаченко вспоминал об этом периоде жизни.
«…В 1900 году произошло моё первое знакомство с известным профессором Санкт-Петербургской консерватории Александром Ивановичем Рубцом…Сразу же Рубец потребовал, чтобы я занимался у него по пению. Попутно я изучал у него теорию и учился игре на скрипке у Каца, которого он приглашал как педагога к себе на квартиру. Александр Иванович Рубец – это одно из чудесных и замечательных явлений природы, существовавших на Земле. Человек необычайной доброты и бескорыстия, он всю жизнь свою посвятил, чтобы делать людям только добро. Например, пенсию свою в сумму около 600 рублей, получаемую из консерватории и Смольного института, где он был преподавателем, и ещё откуда-то, он почти всю раздавал бедным учащимся…
Первое моё сольное выступление как певца было с Александром Ивановичем под его аккомпанемент. Несмотря на свою абсолютную слепоту аккомпанировал он сам и очень хорошо. Мои занятия у Александра Ивановича, безусловно, принесли мне большую пользу.
В феврале 1902 года Александр Иванович потребовал, чтобы я вместе с ним ехал в Петербург для испытания моего голоса и музыкальных способностей, имея в виду поступление в Санкт-Петербургскую консерваторию.
Комиссия в составе бывшего тогда директора Бернгарда и профессоров Габеля, Ирецкой и Иванова-Смоленского нашла у меня «хороший голос и исключительные музыкальные способности при обострённом слухе». Я был принят на стипендию и зачислен в класс заслуженного профессора, оперного певца, вокального педагога, композитора и режиссёра Станислава Ивановича Габеля. На радостях и в награду за выдержанное испытание Александр Иванович повёл меня в театр Итальянской оперы, помещавшийся в большом зале консерватории, на оперу «Риголетто»…Исполнение ошеломило меня. Я буквально потерял способность мыслить и, когда я после спектакля вышел на улицу, то пошёл, ничего не соображая, куда глаза глядят…
По приезде нашем из Петербурга молва обо мне как о певце разнеслась за пределы Стародуба, и в мае 1902 года на имя А.И. Рубца пришло письмо из Новгород-Северска от князя Голицына с просьбой отпустить меня в Новгород-Северск для исполнения партии Сабинина в опере «Иван Сусанин». Оперу ставил как меценат и как режиссёр князь Голицын…
Всё лето 1902 года прошло в интенсивной подготовке к отъезду в столицу. А в августе, к началу учебного года в консерватории, я уехал в Санкт-Петербург…» Вот так в судьбе К.С.Исаченко главную роль сыграл А.И.Рубец.
Продолжая вокальное образование в консерватории, Константин Степанович с 1902 по 1908 годы пел в хоре дворцовой церкви великого князя Александра Михайловича. В одном из студенческих концертов, состоявшемся в Малом зале консерватории, исполнял романсы Александра Глазунова и Цезаря Кюи, причём аккомпанировали ему сами авторы. В течение ряда лет К.С.Исаченко был солистом в Народном доме в Санкт-Петербурге, где дебютировал в 1908 году в партии Ленского в опере «Евгений Онегин». Служил в Киевском оперном театре (1911-1912), Театре музыкальной драмы в Петрограде (1912-1918). С 1918 по 1923 годы Константин Степанович – солист Петроградского Большого оперного театра Народного дома, в котором выступал вплоть до его закрытия. Обладая красивым и мягким по тембру голосом, чистейшей интонацией, выступал в лирических и характерных теноровых партиях, лучшими из которых у него считались арии Ленского, Шуйского, Берендея, Давида, Альфреда и др. Среди сценических партнёров К.С.Исаченко был знаменитый Ф.И.Шаляпин, с которым Константин Степанович готовил многие партии. Особенно он любил исполнять русские и украинские народные песни, которые у публики шли всегда на «бис». Талант Исаченко высоко ценили его поклонники и друзья М.М.Ипполитов-Иванов, А.М.Горький, И.Е.Репин, И.И.Бродский, Н.В.Лысенко и другие известные деятели культуры.
Участвовал Исаченко в концертном турне по Крыму и Кавказу. Выступал в общедоступных сценических концертах с оркестром А.Д.Шереметева. Ему доверили сольную партию в финале 9-й симфонии Л.Бетховена!
Оперный репертуар Исаченко был огромен. Специалисты ценили певческий талант К.С.Исаченко. Коллега Константина Степановича С.Левик в своих «Записках оперного певца» отмечал: «Голос Исаченко красивый по своему основному тембру и мягкий по звучанию лирический тенор, находился у него в полном подчинении. При идеально чистой интонации всего голоса микс и фальцет были к тому же очень устойчивы и давали много ярких бликов его всегда музыкальной нюансировке».
Для характерных партий Исаченко находил немало разнообразных тембров: его голос то полон лести, то благости, то воодушевления и юмора, Его вокальное мастерство – это и разумное обращение с голосом, он в высшей степени всегда был корректен как актёр.
По приглашению Сергея Дягилева Константин Исаченко участвовал в 1911 году в «Русских сезонах», ему рукоплескали Рим, Париж, Лондон, Монте-Карло, Милан. Он выступал с камерными программами, в которые включал произведения русских композиторов. В Париже пел романсы Рахманинова под аккомпанемент автора. Записывался на грампластинки в Петербурге и Берлине.
«Отличительной чертой Константина Степановича была его юность: юность голоса, юность внешности, юность сценического порыва. Всю свою жизнь он казался нам моложе своих лет, и эта черта придавала его певческому и сценическому облику особую прелесть. Человек музыкальный, Исаченко обладал прекрасной дикцией… Исаченко никогда не шокировал и не вызывал разговоров о том, что он поёт «не свою партию»… Причина была всё та же: полное понимание своих возможностей, большой такт и яркая дикция», — вспоминал С.Левик.
Константин Исаченко, подобно своему первому учителю А.И.Рубцу, вёл большую педагогическую работу. С 1918 года был преподавателем, а затем профессором класса сольного пения и камерного ансамбля в Петроградской (Ленинградской) консерватории, а с 1929 по 1938 годы – профессором класса пения в Бакинской консерватории. Среди его даровитых учеников – А.И.Батурин, М.С.Воскресенский, А.М.Разварин, В.Ф.Райков, З.И.Садовская, В.Ф.Тихий и другие известные оперные и камерные певцы того времени.
К.С.Исаченко был директором музыкального вещания всесоюзного радиокомитета при СНК СССР (1933 – 1935).
В годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1945 годы Константин Степанович Исаченко руководил ансамблем песни и пляски Краснознамённого Балтийского флота. Выезжал на передовую с фронтовыми бригадами, награждён в 1943 году медалью «За оборону Ленинграда».
Умер К.С.Исаченко 12 марта 1959 года в Ленинграде, не дожив всего несколько дней до своего 77-летия, похоронен там же на Большеохтинском кладбище.
Подготовила В.П.Бурда,
директор детской школы искусств,
по материалам интернета и
воспоминаний о А.И.Рубце
профессора К.С.Исаченко,
опубликованных Г.В.Метельским
в брошюре «Александр Иванович
Рубец».
P.S. Конечно, минуло много лет с той поры, когда жил и работал А.И.Рубец. И всё же вновь и вновь мне хочется повторять о том, что мы, потомки Рубца, обязаны выполнить последний свой долг перед нашим земляком, посвятившим всю свою жизнь служению искусству, музыкальному образованию людей малой родины, бескорыстной благотворительности: установить памятный знак на месте теперь уже приблизительного захоронения А.И.Рубца в ограде Вознесенской церкви, разрушенной в 60-ые годы прошлого столетия. Не по-христиански это – не иметь места последнего упокоения. Эта акция в юбилейный год со дня рождения А.И.Рубца была бы весьма уместной, тем более, что 2022 год объявлен президентом нашей страны Владимиром Владимировичем Путиным Годом культурного наследия народов России. А.И.Рубец – легенда Стародуба. Он, без сомнения, относится к лучшим представителям культурного наследия Стародубского края.