Стародубская детская школа искусств

Официальный сайт МБОУ ДОД "Стародубская детская школа искусств им. А.И. Рубца"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«СТАРОДУБСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ.А.И.РУБЦА»

Доклад на тему:
«Роль учреждений дополнительного образования детей в воспитании гражданских качеств»

Подготовила: Комягинская Ирина
Александровна,
преподаватель
МБОУ ДОД
Стародубская ДШИ

2015

г. Стародуб
В настоящее время формирование у подрастающего поколения патриотических чувств и сознания, гражданских качеств выдвигается как приоритетная задача.
Актуальность проблемы формирования гражданственности и патриотизма обучающихся в учреждениях дополнительного образования в современных условиях обусловлена социальной ситуацией развития современного общества, кардинальными изменениями в социально-экономической и общественной жизни России.
Влияние музыки на формирование и преобразование сознания человека использовалось во все исторические эпохи. В Древнем Египте применялись упражнения по музицированию, аккордовому сопровождению голоса, сочетались хоровое пение и танец. Идея египтян об использовании музыки для воспитания подрастающего поколения была использована греками, которые основали уникаль¬ную систему общественного воспитания, в основе которой – эстети¬ческое воспитание. Они считали, что развивать гражданские добро¬детели эффективнее всего с помощью ритмических танцев и дис¬циплинирующей музыки. В достижении внутренней гармонии, уравновешенности духовных и физических сил человека музыка служила своеобразной «гимнасти¬кой души», способной оказать решающее воздействие на формиро¬вание характера. Вся система музыкального воспитания в Древней Греции находилась под контролем государства и общества.
Следует отметить, что воспитательное значение греки выделяли не в любом музыкальном произведении, существовала строгая рег¬ламентация. Например, Платон и его последователи считали, что в государстве допустима только такая музыка, которая помогает ин¬дивиду возвыситься до уровня общественных требований и осоз¬нать свой собственный мир как единство с общиной. Были запреще¬ны лидийский, миксолидийский, ионийский и эолийский лады, так как считались «размягчающими». В качестве пригодных для воспитания Платон принимал лишь некоторые инструменты – это лира, кифара и свирель.
« Высшая красота в человеке – это его внутренняя красота, душа человека. Душа музыки – мелодия. Цель ее – трогать сердца, а петь патриотические песни – значит любить свою Отчизну! Музыка – необходимый атрибут человеческого существования», - писал Аристотель.
В наше время значительное число обучающихся не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к отечеству, к своей Малой Родине. Они не испытывают чувства гордости за свою школу, край, земляков. Собственническое отношение преобладает над общественным, поэтому проблема гражданско – патриотического и духовно - нравственного воспитания и является актуальностью сегодняшнего дня.
Что сейчас вкладывает современная молодежь в это мощное и емкое понятие «патриотизм». Есть ли альтернатива жестокости, бездушию, потребительскому отношению к жизни? Как заложить зерно любви к своей Родине и бережно и терпеливо проращивать его в душах этих непростых детских судеб?
Безусловно, все ответы на эти вопросы ложатся на плечи педагога.
Подъём образования и культуры подрастающего поколения, является одним из главных аспектом на сегодняшний день. Основная задача педагогов дополнительного образования в творческом направлении - это воспитание гражданских качеств личности, выявление талантов и дарований с малых лет, поощрение в детях тяги к познанию мира прекрасного, развитие и совершенствование интеллектуальных и высоко морально чистых людей.
Цель музыкального образования:
познакомить обучающихся с музыкальным искусством, формировать интерес и уважение к нему; воспитать гражданственность, любовь к родному краю и России; способствовать росту взаимопонимания и взаимоуважения в межнациональных отношениях, консолидации всех народов.
Среди задач, конкретизирующих цель музыкального образования средствами музыкального искусства, можно отметить следующие:
- формировать гражданственность на основе изучения музыкальной культуры, желание участвовать в развитии музыкальных традиций;
- воспитать любовь к России, к ее истории, людям, культуре, чувство сопричастности ко всем событиям, происходящим в ней;
- воспитать интерес, любовь и уважение к музыкальным культурам народов, населяющих страну, выделить то, что объединяет их и стремиться на этой основе к консолидации народов;
- познакомить с различными жанрами русской народной музыки, а также историей, бытом, традициями народа.
- сформировать навыки интонирования народных песен, навыки исполнения национальных танцевальных движений,
Важность патриотического воспитания, гражданских качеств на занятиях в школе искусств объясняется тем, что нравственные постулаты здесь закрепляются путем глубокого и яркого эмоционального воздействия на обучающихся.
Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения обучающегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом.
Знакомство обучающихся с биографиями русских композиторов, исполнителей позволяют понять, что они неустанно трудились на благо нашей Родины. Показывая взаимосвязь музыкального искусства разных народов, преподаватель подчеркивает древние корни добрососедских отношений разных народов, взаимосвязь их культур.
Воспитание патриотизма на занятиях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.
Особенно ценной, в этом отношении является ария Сусанина из оперы Глинки «Иван Сусанин», которая неотразимо действует на душу ребят. Они осмысливают красоту подвига во имя Родины. И ария Кутузова из оперы Прокофьева «Война и мир», где герой размышляет о судьбах своей страны, спасении Москвы.
Особое внимание необходимо уделять Гимну России.
Москва, Красная площадь. Бьют кремлевские куранты, Они стали символом величия нашей страны. С боем часов Спасской башни Кремля начинается и кончается день нашей великой Родины.
Ребята, конечно, смогут сами рассказать о том, в каких особенно торжественных случаях звучит Гимн — музыкальный символ нашего государства, воспитывающий патриотическое сознание. Детям надо объяснить, что когда звучит Государственный Гимн, не только те, кто его исполняют, но и все, кто при его исполнении присутствуют, встают и слушают его стоя. Эта музыка призвана объединить весь народ. В гимне отражены главные идеи – единства, нерушимости, свободы.
«Вставайте, люди русские» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» — пример музыки «в народном духе». Решительная, призывная маршеобразная музыка 1-й части, сопровождаемая звучанием набатного колокола, контрастирует с певу¬чей средней частью, в которой поочередно звучат женская и муж¬ская группы хора. Эта музыка была написана к кинофильму «Александр Невский», который стал особенно популярен в годы Великой Отечественной войны. Композитор хотел, чтобы музыка подчеркивала главную мысль фильма: защита родной земли от захватчиков. Позднее С. Прокофьев объединил музыкальные фрагменты из кинофильма в одно сочинение. Так появилась кантата «Александр Невский», рассказывающая о силе духа русского народа, о любви к своей земле, о ненависти к ее захватчикам.
Наиболее близкими и понятными ребятам, обучающимся в школе искусств, становятся композиторы Чайковский, Бетховен и Шопен, Про¬кофьев, Дунаевский и Хачатурян. Яркие черты творчества этих композиторов глубоко запечатлеваются в сознании учащихся.
П.И.Чайковский для детей, прежде всего, будет композитором, бес-конечно любившим русскую песню, русскую природу, русского че¬ловека, композитором, воспевавшим свою Родину в лирических сочинениях, полных поэтической красоты.
Бетховен предстанет перед ними, прежде всего, как автор музыки сильной, мужественной, героической (даже в сочинениях лирических и скорбных). Она воспитывает в людях волю к преодолению жизненных трудностей, стремление к свободе и независимости.
Ф. Шопен войдет в сознание ребят как композитор, воплощав¬ший в своей музыке красоту народной песенности и танцевальности и в то же время глубокие переживания, связан¬ные с борьбой угнетенного народа за свободу (здесь музыка Шопена порой приближается по характеру к бетховенской).
Прокофьев будет воспринят ребятами сперва как композитор, в чьей музыке воплощен мир детства («Петя и волк»),а позже как композитор, развивавший патриотические традиции глинкинского «Ивана Сусанина» (например, кантата «Александр Невский»). Музы¬кальный язык Прокофьева будет в сознании ребят связан с ощу¬щением особой любви к Родине, к отечеству, к появлению чувства гордости от того, что все это – твоя Родина.
Значительную роль играет приобщение обучающихся к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми случайно не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно дать обучающимся нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Поэтому главной задачей на занятиях в школе искусств должно быть обогащение обучающихся знаниями о музыке своей Родины.
Нельзя отрицать огромную роль в учебно-воспитательной работе простого, умного и сердечного слова преподавателя. «Слово учителя — ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу».
Одна-две лаконичные, но образные фразы, сказанные преподавателем в связи с тем или иным звучащим в классе музыкальным произведением, западут в сознание ребят, в их душу, вызовут в них благородные мысли и эмоции в несравнимо большей мере, чем любые, предварительно заготовленные «общие слова» на одну и ту же тему.

В нашей работе главная задача – сделать из подростка не столько музыканта и поэта. А воспитать человека во всех его лучших проявлениях, в том числе и патриота России! И если, хотя бы некоторые из них скажут:«Мы выбираем не наркотики, а музыку или стихи, желание созидать, веру в себя, доброту и любовь!» Это огромная радость и наша победа!
Научить патриотизму, как учат алгебре и географии, нельзя. Чувство Родины не заучивание перечня правил и положений. Это чувство проникает в
Нас с молоком матери .Это воздух, которым мы дышим. Солнце, которое мы Видим, дом, в котором мы обитаем. Оно проявляется в поступках и деятельности человека, его нельзя потрогать и понюхать. «Правильное
воспитание – наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы ,это наша вина перед другими людьми, перед
всей страной»,- писал А.С.Макаренко.
«Красота спасет мир», - сказал один из мудрейших писателей России Ф.М. Достоевский, спасет от духовной нищеты, невежества, жестокости, насилия и других атрибутов безнравственности. Как «напоить» душу ребенка целительным бальзамом красоты, открыть глаза на чарующий, гармоничный
мир прекрасного, вобравшего в себя утреннюю нежность рассвета, шептание
листвы, всем тем, что повседневно окружает нас?
Сегодня не модно говорить о любви к своей Родине. Но попробуем представить себе государство, народ которого не испытывает чувства любви к своей земле. У такого государства нет будущего. Именно поэтому патриотическое направление воспитательной работы в настоящее время является приоритетным, оно ориентировано на:
• Семейные ценности
• Нравственные
• Познавательные
• Национальные
• Государственные

Учащиеся нашей школы принимают участие в мероприятиях, способствующих их патриотическому воспитанию:
-конкурс патриотической песни;
-конкурс агитбригд «Венок Славы»;
-посещение краеведческого музея;
-участие в мероприятиях посвященных Дню Победы, Дню города, образования Брянской области;
-ежегодные миниконцерты посвященные Дню Победы на площадках города;
-концерты для ветеранов и престарелых людей в доме милосердия;
Отчетные концерты;
-встречи с ветеранами ВОВ и участниками локальных войск.